Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело
использует все возможности для развития личности ученика, её активного
роста, осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных
основ. Сущность урока составляет организация учителем разнообразной
работы учащихся по усвоению новых знаний, умений и навыков, в ходе,
которой осуществляется их воспитание и развитие. Современный урок должен
строиться на основе самодеятельности учащихся в учебном процессе, их
самоорганизации, коллективной учебной деятельности, ответственности
школьников.
Современным обществом востребовано не только повышение качества образования и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья обучающихся, и обеспечение психологического комфорта участникам педагогического процесса. Это продиктовано быстрыми темпами развития высоких технологий, а также устойчивыми негативными тенденциями в динамике состояния здоровья детей и подростков. Одним из способов решения проблемы ухудшающегося состояния здоровья детского населения, является реализация здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.
По данным Министерства образования России, среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21% составляют факторы внутришкольной среды. Поэтому одной из важнейших задач современной школы является сохранение здоровья детей. Учитель должен постоянно об этом помнить, он должен так же заботиться о состоянии психического здоровья детей, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.
Один из важнейших факторов здоровья - это организация учебной деятельности:
• строгая дозировка учебной нагрузки
• построение урока с учетом особенностей класса
• проведение физкультминуток
• соблюдение гигиенических требований
• благоприятный эмоциональный настрой
Биология изучается в среднем и старшем звене с 6 класса, когда у школьников уже начинают проявляться и обостряться различные хронические и “приобретенные” заболевания. В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на:
• возрастных особенностях познавательной деятельности детей,
• обучении на оптимальном уровне трудности (сложности),
• вариативности методов и форм обучения,
• оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок,
• обучении в малых группах,
• использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации,
• создании эмоционально благоприятной атмосферы,
• формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.
• соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
• построение урока с учетом работоспособности учащихся;
• строгая дозировка учебной нагрузки;
• проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
Я стараюсь с первых минут урока, с приветствия, создавать обстановку доброжелательности, положительного эмоционального настроя, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Строго слежу за соблюдением у учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием веду работы с чередованием в течение урока.
Ещё один организационный момент начала урока связываю с проверкой состояния кабинета, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Стараюсь на перемене проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости - проветрить помещение. А каждого ученика приучаю своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок: положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее, если оно есть.
Огромное значение в предупреждении утомления имеет четкая организация учебного труда. Структурными элементами моих уроков выступают:
* приветствие;
* опрос самочувствия;
* оздоровительные упражнения;
* рефлексия;
* прощание.
Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит все элементы от приветствия до прощания. В конце урока обсуждаю не только то, что усвоено нового, но выясняю, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить.
Не нужно забывать и о том, что отдых - это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока не допускаю однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал.
На уроках приходится развивать и зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести). Для этого я использую на различных этапах урока мультимедийный проектор. Известно, что просидеть на уроке 40 минут достаточно сложно. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.
Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот. Например:
1. Простейшие упражнения для глаз: они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения:
- Вертикальные движения глаз вверх – вниз;
- Горизонтальное движение вправо – влево;
- Вращение глазами по часовой стрелке и против;
- Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
2. Упражнения для кистей рук: они помогают ребенку расслабиться и отдохнуть.
* «Деревья» (Дети изображают деревья, подняв руки вверх. Сначала «поникли листочки» - опускают пальчики. Потом «веточки» - кисти, «ветви» - предплечья; «деревья уснули» - опускаются руки);
* «Моем ручки» (дети повторяют знакомые движения, совершаемые при мытье рук);
* «Волны» (Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывается и закрывается ладонь, дети имитируют движение волны);
Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
Достигается через учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
Приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; приросту учебных достижений.
И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности. Вот некоторые из них.
Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Педагогика сотрудничества, её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
Проявление гуманного отношения к детям, оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, терпимость к детским недостаткам в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики высокого уровня психологического здоровья.
Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше.
В своей работе использую различные формы работы: коллективную (все учащиеся выполняют одно задание), групповую (каждая из трех групп получает задание), индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания). Цель разделения состоит как раз в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника, переходу его из одной группы в другую. На уроках биологии веду дифференцированную работу по ликвидации пробелов в знаниях и учёту знаний учащихся с помощью диагностических карт. После каждой изученной темы предлагаю детям разноуровневые карточки. Это помогает адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока, такой подход позволяет абсолютному большинству школьников добиваться без ущерба здоровью, не подавляя других интересов и склонностей.
Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей школьников, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий позволит ученикам впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия. При этом развитие навыков самостоятельной работы осуществляется на уровне, характерном для каждого ученика. Роль учителя в этом процессе – оказание индивидуальной помощи учащимся.
Игровые технологии включают в себя игровые обучающие программы, оригинальные задания, разные виды уроков (урок – путешествие, урок-расследование). Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.
В заключение хочется ещё раз сказать: «Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников». Современных образовательных технологий достаточно много, при их выборе необходимо ориентироваться на индивидуальные особенности как класса в целом, так и каждого ученика в отдельности, но забота о сохранении подрастающего поколения должна быть приоритетной.
Современным обществом востребовано не только повышение качества образования и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья обучающихся, и обеспечение психологического комфорта участникам педагогического процесса. Это продиктовано быстрыми темпами развития высоких технологий, а также устойчивыми негативными тенденциями в динамике состояния здоровья детей и подростков. Одним из способов решения проблемы ухудшающегося состояния здоровья детского населения, является реализация здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.
По данным Министерства образования России, среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21% составляют факторы внутришкольной среды. Поэтому одной из важнейших задач современной школы является сохранение здоровья детей. Учитель должен постоянно об этом помнить, он должен так же заботиться о состоянии психического здоровья детей, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.
Один из важнейших факторов здоровья - это организация учебной деятельности:
• строгая дозировка учебной нагрузки
• построение урока с учетом особенностей класса
• проведение физкультминуток
• соблюдение гигиенических требований
• благоприятный эмоциональный настрой
Биология изучается в среднем и старшем звене с 6 класса, когда у школьников уже начинают проявляться и обостряться различные хронические и “приобретенные” заболевания. В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на:
• возрастных особенностях познавательной деятельности детей,
• обучении на оптимальном уровне трудности (сложности),
• вариативности методов и форм обучения,
• оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок,
• обучении в малых группах,
• использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации,
• создании эмоционально благоприятной атмосферы,
• формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.
• соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
• построение урока с учетом работоспособности учащихся;
• строгая дозировка учебной нагрузки;
• проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
Я стараюсь с первых минут урока, с приветствия, создавать обстановку доброжелательности, положительного эмоционального настроя, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Строго слежу за соблюдением у учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием веду работы с чередованием в течение урока.
Ещё один организационный момент начала урока связываю с проверкой состояния кабинета, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Стараюсь на перемене проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости - проветрить помещение. А каждого ученика приучаю своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок: положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее, если оно есть.
Огромное значение в предупреждении утомления имеет четкая организация учебного труда. Структурными элементами моих уроков выступают:
* приветствие;
* опрос самочувствия;
* оздоровительные упражнения;
* рефлексия;
* прощание.
Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит все элементы от приветствия до прощания. В конце урока обсуждаю не только то, что усвоено нового, но выясняю, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить.
Не нужно забывать и о том, что отдых - это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока не допускаю однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал.
На уроках приходится развивать и зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести). Для этого я использую на различных этапах урока мультимедийный проектор. Известно, что просидеть на уроке 40 минут достаточно сложно. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.
Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот. Например:
1. Простейшие упражнения для глаз: они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения:
- Вертикальные движения глаз вверх – вниз;
- Горизонтальное движение вправо – влево;
- Вращение глазами по часовой стрелке и против;
- Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
2. Упражнения для кистей рук: они помогают ребенку расслабиться и отдохнуть.
* «Деревья» (Дети изображают деревья, подняв руки вверх. Сначала «поникли листочки» - опускают пальчики. Потом «веточки» - кисти, «ветви» - предплечья; «деревья уснули» - опускаются руки);
* «Моем ручки» (дети повторяют знакомые движения, совершаемые при мытье рук);
* «Волны» (Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывается и закрывается ладонь, дети имитируют движение волны);
Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
Достигается через учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
Приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; приросту учебных достижений.
И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности. Вот некоторые из них.
Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Педагогика сотрудничества, её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
Проявление гуманного отношения к детям, оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, терпимость к детским недостаткам в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики высокого уровня психологического здоровья.
Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше.
В своей работе использую различные формы работы: коллективную (все учащиеся выполняют одно задание), групповую (каждая из трех групп получает задание), индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания). Цель разделения состоит как раз в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника, переходу его из одной группы в другую. На уроках биологии веду дифференцированную работу по ликвидации пробелов в знаниях и учёту знаний учащихся с помощью диагностических карт. После каждой изученной темы предлагаю детям разноуровневые карточки. Это помогает адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока, такой подход позволяет абсолютному большинству школьников добиваться без ущерба здоровью, не подавляя других интересов и склонностей.
Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей школьников, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий позволит ученикам впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия. При этом развитие навыков самостоятельной работы осуществляется на уровне, характерном для каждого ученика. Роль учителя в этом процессе – оказание индивидуальной помощи учащимся.
Игровые технологии включают в себя игровые обучающие программы, оригинальные задания, разные виды уроков (урок – путешествие, урок-расследование). Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.
В заключение хочется ещё раз сказать: «Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников». Современных образовательных технологий достаточно много, при их выборе необходимо ориентироваться на индивидуальные особенности как класса в целом, так и каждого ученика в отдельности, но забота о сохранении подрастающего поколения должна быть приоритетной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]