План решения задачи по генетике.
1. Условие задачи необходимо записать в виде
символов. Вначале записывают, что дано (признаки родительских форм) и что
требуется определить (признаки потомков).
2. Определение типа задачи. Необходимо выяснить, сколько пар генов кодирует эти признаки, число фенотипических классов в потомстве и их количественное соотношение. Кроме этого, следует учитывать, связано ли наследование признака(-ов) с половыми хромосомами, сцепленное оно или независимое, а также какие гены взаимодействуют при наследовании — аллельные или неаллельные.
3. Решение задачи. Решать генетическую задачу необходимо в определённой последовательности. Сначала составляют цитологическую схему скрещивания родительских форм (указывают фенотипы), их гаметы, а затем решётку Пеннета для расчёта возможных типов зигот (потомков) и их фенотипы.
2. Определение типа задачи. Необходимо выяснить, сколько пар генов кодирует эти признаки, число фенотипических классов в потомстве и их количественное соотношение. Кроме этого, следует учитывать, связано ли наследование признака(-ов) с половыми хромосомами, сцепленное оно или независимое, а также какие гены взаимодействуют при наследовании — аллельные или неаллельные.
3. Решение задачи. Решать генетическую задачу необходимо в определённой последовательности. Сначала составляют цитологическую схему скрещивания родительских форм (указывают фенотипы), их гаметы, а затем решётку Пеннета для расчёта возможных типов зигот (потомков) и их фенотипы.
Символ
|
Характеристика
|
символ Венеры
|
женский организм
|
символ Марса
|
мужской организм
|
Х
|
знак скрещивания
|
P
|
родительские организмы
|
F1, F2
|
потомки, гибриды первого и второго поколения
|
A,B,C,D....
|
гены, которые кодируют доминантные признаки
|
AA,BB,CC,
DD....
|
гены, которые кодируют рецессивные признаки
|
aa,bb,cc,dd
|
генотипы моногомозиготных особей по
рецессивному признаку
|
Aa,Bb,Cc,Dd
|
генотипы моногетерозиготных особей
|
AABB,AABBCC
|
генотипы ди- и тригомозиготных особей
|
AaBb, AaBbCc
|
генотипы ди и тригетерозиготных особей
|
A B
a b
|
генотипы дигетерозигот в хромосомном виде при
независимом наследовании признаков
|
CD
cd
|
генотипы дигетерозигот в хромосомном виде при
сцепленном наследовании признаков
|
A;B;с
AB; Ab; aBc...
|
гаметы
|
При решении задач на
взаимодействие аллельных генов необходимо:
1. Определить доминантный и рецессивный признак(-и)
по условию задачи, рисунку, схеме или по результатам скрещивания F1 и
F2. 2. Ввести буквенные обозначения доминантного и рецессивного признаков, если они не даны в условии задачи.
3. Записать фенотипы и генотипы родительских форм.
4. Записать фенотипы и генотипы потомков.
5. Составить схему скрещивания, обязательно указать гаметы, которые образуют родительские формы.
6. Записать ответ.
При решении задач на взаимодействие неаллельных генов необходимо:
1. Сделать краткую запись задачи.
2. Если признак не один, вести анализ каждого признака отдельно, сделав по каждому признаку соответствующую запись.
3.Применить формулы моногибридного скрещивания, если ни одна из них не подходит, то применить другие формулы.
4. Сложить все числовые показатели в потомстве, разделить сумму на 16, найти одну часть и выразить все числовые показатели в частях.
5. Исходя из того, что расщепление в F2 дигибридного скрещивания идёт по формуле 9А_В_ : 3A_bb : 3 ааВ_ : laabb, найти генотипы F2.
6. По F2 найти генотипы F,.
7. По F, найти генотипы родителей.
https://docs.google.com/present/view?id=dhg7q67z_2fxjh22gn
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]