В тихую погоду песня
кузнечиков слышится на несколько десятков метров. Песни некоторых видов цикад
(их личинки проводят семнадцать лет в молчании под землей), поющих лишь в
последние недели жизни, по силе равны свистку паровоза и слышны почти за
полкилометра. О том, что кузнечики
стрекочут, люди знали всегда. Но не задумывались над вопросом, зачем они издают
эти звуки. Ну, стрекочут, и все. Может быть, просто от нечего делать. Но чем больше люди
узнавали о жизни природы, тем яснее им становилось:
Ученые решили поставить опыт, который помог бы выяснить,
слышит ли самка пение и как она к нему относится. Если останется к пению
равнодушна, значит, правы те, кто не поверил, что самцы поют для самок. Если же
покажет, что ей это не безразлично, значит, кузнечики действительно
«разговаривают».
И вот в одной комнате
посадили на стол кузнечика и поставили перед ним микрофончик, похожий на тот,
который имеется в телефонной трубке. А в другой комнате установили динамик и
пустили в комнату самку кузнечика.
Прошло некоторое
время, кузнечик освоился и запел. Он ведь не мог понять, что находится не на
лугу, а в лаборатории и что поблизости может не оказаться самки. В общем,
кузнечик запел, его песня по проводам понеслась в другую комнату, и самка ее
услышала. Конечно, никто не знает, как перевести стрекотание кузнечика на
человеческий язык. Да его и нельзя перевести. Но по тому, как повела себя
самка, сразу стало ясно: песня эта для нее. Условно песня означала: «Я здесь, я
здесь!».
Самка кузнечика
говорить не умеет. Даже на языке кузнечиков. Если бы умела, возможно, и
ответила бы что-нибудь. Но раз нет слов, нужно действовать! И она поспешила на
зов. Песня доносилась из черной трубки. Конечно, это трубка совсем не похожа на
кузнечика. Но, может быть, он внутри? И самка попыталась полезть внутрь
аппарата.
Так, «поговорив по
телефону», кузнечики раскрыли людям свой секрет.
Но, узнав один
секрет, люди столкнулись с новыми загадками: почему кузнечики поют или
разговаривают не всегда одинаково? Очевидно, смысл этих звуков разный. И
действительно: вот кузнечик подает громкий сигнал - сообщает, где он находится,
зовет подругу. А когда подруга рядом, песня кузнечика меняется: вместо громкой,
призывной она становится тихой, спокойной.
Но вдруг звук стал
опять громким. Сейчас песня не похожа на призыв. Да и кого звать, если подруга
рядом? Нет, тут что-то другое. Ах, вот в чем дело! Оказывается, появился другой
кузнечик. Как он здесь очутился, зачем ему понадобилось явиться именно сюда?
Скорее всего, у него нет своего собственного места. Но тут место занято, и
хозяин резкими звуками предупреждает об этом пришельца. Конечно, опять-таки и
тут нельзя переводить звуки кузнечиков на слова людей. Нельзя перевести так:
«Это место мое, а ты убирайся отсюда, пока не попало». Но кузнечику и не надо
слов: один крикнул - другой услышал. Пришелец или уйдет искать для себя другое
место, или захочет прогнать законного хозяина. Тогда прозвучит боевой клич, и
кузнечики бросятся друг на друга. Побежденный - кто бы он ни был: хозяин или
пришелец - обратится в бегство.
У кузнечиков очень
хороший слух, а уши у них находятся на ногах. Не передается ли их пение по
земле? Ведь земля прекрасный проводник звуков. Чтоб проверить это, один зоолог
решил оторвать кузнечиков от земли и привязал двух самцов к воздушным шарикам.
Но разъяренные кузнечики даже не обратили на это внимания и в воздухе
продолжали «ругаться» и «спорить». Значит, слышали друг друга, значит, звуки
передаются не по земле.
Так разговаривают
кузнечики. И их близкие и далекие родственники - сверчки, медведки, кобылки. У
всех у них песни похожи и «инструменты», при помощи которых эти песни поются,
тоже, в общем, схожи. На одном крыле у них имеется приспособление в виде
гладкой прочной перепонки, натянутой, как кожа на барабане, и толстых твердых
жилок по краям. На другом крыле - жилка с зазубринами. Кузнечик трет одно крыло
о другое, жилка с зазубринами трется о жилки другого крыла, а натянутая
перепонка как бы отражает и усиливает этот звук. Конечно, для того чтобы
получилась песня, а не простой тихий скрип, надо очень быстро тереть одно крыло
о другое. А для того, чтобы песни были разные, надо с разной скоростью и разной
силой тереть крылья друг о друга. Тогда звуки будут то громче, то спокойнее.
Песни же одного из видов
сверчков можно услышать даже за полтора километра.
Разговаривать могут,
конечно, не только кузнечики и их родственники. Ученые насчитывают сейчас около
десяти тысяч видов разговаривающих насекомых. А слов, то есть различных
сигналов, которыми они владеют, у некоторых шестиногих больше двадцати! Тут и
призыв, и угроза, и волнение, и объявление, что территория занята, и так далее.
По Ю. Дмитриеву
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]