Освоение личностно - ориентированного обучения требует от учителя во первых принятия морально-этических норм, общекультурных ценностей, философских принципов, заключённых в личностно-ориентированной парадигме образования. Во-вторых, нужно овладеть способами такого обучения. Метакогнитивные технологии относятся к личностно-ориентированным, т.к.
-Формируют культуру мышления и разнообразные интеллектуальные умения.
-Развивают самостоятельность ученика.
-Основаны на личностных механизмах мышления: осознании, саморегуляции, самооценке.
-Формируют рефлексивные механизмы в образовательной деятельности: контроль-самоконтроль, оценка-самооценка, анализ-самоанализ, критика-самокритика, и т.п.
Одной из метакогнитивных технологий является технология «Французские мастерские»
Концептуальные основы технологии «Французских мастерских».
Все способны - это значит, что каждый человек (ребенок) обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественными и гуманитарными знаниями, изобразительным искусством, музыкой и т.д. Делотолько в том, какие методы будут применяться в процессе его образования и развития.
Учитель равен ученику, они различаются только уровнем знаний и умений.
Источником авторитета учителя является компетентность.
Здесь констатируется лишь равенство учителя и ученика, но не их тождественность, хотя, конечно, иногда они могут меняться ролями: учитель становится учеником, а ученик - учителем. Равны же они перед познанием истины. Учитель и ученик равны нё только в своей потенциальной интеллектуальной силе, но и в своих слабостях: в возможности что-то забыть, перепутать; в искренности отстаивания своих заблуждений.
Отметка как инструмент давления отсутствует.
На занятиях и учитель, и ученик - творцы. Выполняя творческие задания, они забывают о многих школярских ценностях.
Отметка отсутствует как инструмент давления на ребенка, не желающего учить, запоминать, решать, как этого хочет учитель. Отметка отражает лишь уровень знания основных вопросов курса в конце временного промежутка. Она не отражает ни быстроты усвоения, ни отношения ребенка к предмету, ни того, как он выполняет домашние задания. Сам процесс обучения, его темп, ритм не оцениваются. Ребенку дается возможность работать спокойно, самостоятельно воевать со своим непониманием, незнанием, ошибками.
Мастерская учит ставить вопросы и стимулирует поиск ответов на них.В мастерской ученики занимаются самостоятельной исследовательской работой.Мастер не знает, какие вопросы возникнут у детей в ходе исследования. Даже после того, как проблема решена, остается масса вопросов, ответы на которые надо найти самостоятельно -размышляя, читая учебник, дополнительную литературу.
Мастер стремится убежать от схем, шаблонов, идеалов, ссылок на авторитеты.Учитель-профессионал, знающий свой предмет, владеющий основами педагогики, психологии, дидактики, -он же и хороший, а часто лучший ученик в классе. Он, как и все, постоянно учится, изобретает новые формы занятий, понимает, что новизна рождает интерес.
Учиться важнее, чем знать.Ученики самостоятельно организуют работу, передавая друг другу роль лидера и принимая на себя роль исполнителя одновременно рождается искусство общения, умение выслушать собеседника, услышать проблему, включиться в ее решение.
В центре учебного процесса - ученик, а не программа. Школа создана ради ребенка.Если же заставить работать принцип "ученик, а не программа", произойдет смена акцентов. На сцену выйдет "свобода выбора". Самостоятельный выбор позволит ребенку определить задание интересное, полезное, соответствующее его уровню знаний и способностей.
Личностный рост ребенка происходит в безопасном, поддерживающем окружении.
Отношения учителя и ученика являются подлинными, честными, теплыми, открытыми.О каком же личностном росте может идти речь, если ты все дни пребывания в школе молчишь, действие происходит без тебя, ты - зритель?
Идея личностного роста реализуется через технологию мастерских. Дети много говорят, спорят, чутко реагируют на слова друг друга. Это делает каждого ребенка участником творческого процесса, соавтором результата, к которому придет класс в конце мастерской.
Французские педагоги из «Французской группы нового образования» вместо слова «мастерская» часто используют слово «демарш», тем самым, показывая, что их занятия выстроены иначе, чем урок, на иных принципах, иногда прямо противоположных:
слепое подчинение - свобода;
«поглощение» готового знания - самостоятельно выстроенное знание,
педагогика запретов - педагогика выбора;
технократическая парадигма - гуманистическая парадигма.
Через задания, логическую структуру мастерской мастер осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельностью ребят. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя идивидуальную, парную и групповую работу по схеме: учащийся - пара учащихся - группа - класс - учащийся - пара учащихся -группа - класс и т. д. Группы, выполняя разные элементы задания, объединены общей целью коллективной деятельности, зависимостью результатов, ответственностью за качество своей работы.
Мастер, работая то в одной, то в другой группе, стремится, чтобы в поле зрения ребят попали находки, открытия каждого. Значительную смысловую нагрузку, значимую для эффективного протекания всей последующей работы на мастерской несут первые задания, способствуя позитивному восприятию, выбору адекватного поведения, созданию целостной, благоприятной картины психологического окружения каждого ребенка, которая удовлетворит их потребность в САМОуважении и настроит на позитивное отношение друг к другу.
Задания мастерской направлены на обнаружение многочисленных связей отдельной личности и человечества в целом, на создание единой картины мира, поэтому самостоятельно выстроенные на мастерской знания - лишь один из ее важнейших этапов. Реальный опыт школьников, полученный на мастерской, внесет изменения не только в те знания, которыми они обладают, но и в их понимание самих себя.
Школьник, свободный от прессинга авторитетного мнения учителя, поставленный самой структурой мастерской в центр творческого процесса, вынужден выстраивать свой способ познания с опорой на собственное «Я». При этом на мастерской параллельно интеллектуальной поисковой деятельности, как бы сам собой, идет процесс самовоспитания.
Когда процесс восприятия и осмысления первых заданий состоялся, даются задания, в результате которых происходит рассогласование существующей ситуации с прошлым опытом, старыми знаниями. Удивление школьников неполнотой, незавершенностью имеющегося у них знания, которое они безуспешно пытались применить, даст начало исследовательскому процессу. Группы генерируют гипотезы, ищут их обоснование, корректируют после социализации, обобщают на этапе работы с теоретической литературой. И если на первом этапе участники мастерской «обучаются, развиваясь», то на этапе корректировки знаний, этапе знакомства с наукой, опытом человечества они развиваются, обучаясь, так как все задания мастерской направлены на совершенствование и приобретение интеллектуальных умений, на обучение приемам управления собственной познавательной деятельностью.
На мастерской школьники вынуждены доказывать свою мысль, проверять правильность выводов, соотносить исходные данные в заданиях мастера, свои рассуждения с рассуждениями одноклассников, подвергать рефлексии не только свои действия, но и самого себя, свою личность Перечисленные навыки являются основой важных, необходимых умений: доказывать, рефлексировать, корректировать.
Задания на мастерскую подбираются таким образом,чтобы помочь восприятию ребенка самого себя;научить анализировать свойственные только ему потребности, чувства, ценности, убеждения;дать возможность осознать роль прошлого и настоящего опыта; предоставить право выбора, отбора, организации и интеграции ситуаций, событий, явлений для создания целостной картины психологического окружения, которая и определяет его поведение на мастерской.
Когда на мастерской учебная информация воспринята и осмыслена, сам ребенок определил признаки понятия, зафиксировал способы их применения, порядок действий с ними, активность ребенка более полно направляется на прочное усвоение добытого на мастерской знания, ребята вносят необходимые коррективы в описание признаков и последовательность действий, затем, работая в парах, группах, отрабатывают их.
Алгоритм построения французской мастерской
Первый этап - этап «схвачивания» или индукции - стремится вызвать чувства. Начало должно быть неожиданным, важно пробудить интерес к предстоящей работе. Это своеобразный толчок, вызывающий положительное или отрицательное отношение к проблеме, явлению, событию. Индуктор может быть разным - от звука, слова до образа или любого предмета. Таким образом, данный этап обращен к личности каждого ребенка, к его «Я», к его подсознанию, к его опыту, к его знаниям.
Например, проводя мастерскую «Открываем тайны наследственности» в 9 классе я использовала следующие приёмы:
Прослушивание музыкального произведения П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик» (фрагмент «Танцор»). Учащиеся должны ответить на вопрос: «Что такое тайна? С чем ассоциируется тайна?»
Выполняем в мастерских рисунки, представляем классу.
На доске записаны строки:
...И я познаю мудрость и печаль,
Свой тайный смысл откроют мне предметы,
Природа, прислонясь к моим плечам,
Откроет свои детские секреты.
Б. Ахмадулина
- Каким ключом можно открыть тайны природы?
Предлагаю кроссворд каждой мастерской на знание основных генетических терминов. Ключевым словом является «ЗНАНИЕ».
Этап «Индукции» при проведении мастерской в 6 классе «Рождённые летать»:
Мир живой природы наполнен движением. Даже в организмах внешне неподвижных живых существ происходит постоянное движение. Движутся соки в растениях, перетекает протоплазма в растительных и животных клетках, циркулирует межклеточная жидкость...Что же говорить о свободноживущих организмах! С помощью жгутиков и ресничек движутся одноклеточные и простейшие организмы. Медленно поворачиваются к солнцу листья растений. Идут стада животных, летят стаи птиц. Сокращаются сердца, гоня кровь по сосудам, машут крылья, бегут лапы и ноги, энергично работают хвосты...Не будет преувеличением сказать, что одно из важнейших свойств живого - движение - возникло одновременно с самой жизнью.
1 Задание группам: Запишите глаголы, характеризующие движения животных. (1мин.)
2 Задание: Прослушайте музыку, нарисуйте и расскажите с каким способом движения она ассоциируется. Звучит «Полёт шмеля» Римского-Корсакого.
Когда опыт актуализирован, знания предъявлены себе и классу, наступает второй этап - деконструкции, этап прозрения, разочарования в полноте и совершенстве имеющихся знаний. На этом этапе каждому предоставляется возможность после инвентаризации знаний проявить инициативу в определении путей поиска нового знания.
Пример из мастерской «Рождённые летать»
Полет в небесах под облаками ассоциировался с чувством свободы, легкости, беззаботности. Не случайно героиня пьесы « Гроза» Александра Николаевича Островского Катерина, запертая «в четырёх стенах» под гнётом своей свекрови говорит:
«Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась подняла руки и полетела».
Тема нашего занятия - «Рождённые летать».
Сейчас мы попытаемся выяснить почему не может летать человек, какие приспособления нужны организмам, чтобы освоить передвижение в воздушной среде?
На третьем этапе - этапе организующего ядра - мастер предлагает ребятам разнообразный материал в виде предметов, объектов, текстов, иллюстраций, таблиц, схем, фактических данных, предлагает все то, что способно пробудить фантазию, мысль, новый взгляд на давно известное.
Пример раздаточного материала для составления модели скрещивания к мастерской «Открываем тайны наследственности».
Четвертый этап - этап созидания - направлен к внутренней культуре личности. Это этап творения нового знания, этап основной, мучительно сложный и несказанно радостный, ибо протекает в сотворчестве, в поиске, в столкновении позиций, в прозрении, в понимании с полуслова, в молчании, в бурном словесном и эмоциональном выражении.
Пример из мастерской «Рождённые летать»
Вопросы для мастерской «Легче пёрышка»
Рассмотрите набор перьев.
Какие виды перьев различают у птиц?
Какую роль в жизни птиц играет каждый вид перьев?
Где располагаются самые большие перья? Найдите перья, образующие несущие плоскости крыльев.
Какой смысл несёт поговорка «Легче пёрышка»?
Чем обусловлена лёгкость пера?
Вопросы для мастерской «Властелины ночного неба».
Ø Выясните: какие виды млекопитающих способны к полёту?
Ø Как устроены крылья у летающих зверей?
Ø В какое время суток активны эти животные? Как они ориентируются в пространстве?
Ø В каких машинах или приборах эхолокацию использует человек?
Ø Приносят ли вред летучие мыши человеку?
Пятый этап - социализация - следует за индивидуальной, парной, групповой работой. Это этап показа, предъявления аудитории своих наработок, идей, планов, их реализации. Затем закономерно появление этапа корректировки, внесения исправлений, дополнений в сделанное ранее, оформление в окончательный текст.
Мастерская обычно заканчивается рефлексией, рефлексией на уровне мысли, на уровне самого познавательного процесса.
Результат мастерской - сам познавательный процесс, позволяющий каждому ученику выстроить свое знание, свое понимание. Мастерская меняет деятельность ученика, привыкшего к получению готового знания, к подчинению, к послушанию, монотонной работе на уроке, а значит, меняет и его смысловые установки, ибо мастерская выстраивается с учетом принципа включения личности в значимую деятельность, принципа смены социальной позиции личности в группе. Поэтому результат работы на мастерской описывается не словами: получил, овладел, узнал, запомнил, записал,а словами: сделал, открыл, понял, почувствовал, помог, выстроил, создал, задумался, выбрал, приблизился, сделаю, подумаю, почитаю, рассмотрю, понаблюдаю, проанализирую.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]